Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

 

Если поставщик допустил нарушения процедуры заключения контракта или же его условий, он может быть признан недобросовестным. В этой статье расскажем, почему можно попасть в РНП и что делать, когда это грозит. Каковы причины включения в Реестр недобросовестных поставщиков? На каких этапах участникам торгов нужно быть внимательным? Ответы на эти вопросы читайте на сайт Контур.Закупок.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2019 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Можно ли избежать попадания в РНП

К печальным последствиям в описываемых выше случаях привели не умышленные действия участников закупок, направленные на срыв государственных контрактов, а юридическая небрежность, недостаточное внимание к закону, недооценка рисков и последствия самонадеянности.

Как не попасть в РНП? Чтобы избежать попадания в неприятную ситуацию, т.е. внесение в РНП, обратитесь к профессиональным юристам КГ ЭТАЛОН, которые обеспечат Вам квалифицированное юридическое сопровождение Вашего участия в закупках и защиту Ваших интересов на всех стадиях участия в конкурсах, тендерах, аукционах. И даже если неприятность с попаданием в РНП произошла, не все потеряно, существует положительная для участников закупок судебная практика, свидетельствующая о возможности исключения из реестра недобросовестных поставщиков, если удастся доказать в суде, что компания не допустила недобросовестного и виновного поведения. В таком случае суд может принять решение об исключении из реестра недобросовестных поставщиков, за это можно побороться вместе.

Предварительный анализ документов производится юристами компании бесплатно, и только после его проведения формируется цена заказа, которая не меняется в процессе выполнения работ.
 

Позвоните нам по телефону горячей линии +7 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте (в нижней части экрана)

Напишите электронное письмо на адрес [email protected] с описанием Вашей проблемы или интересующего Вас вопроса

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы. 


Процедура и сроки зачисления в РНП

Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется в порядке, предусмотренном 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от № 1211 «О Ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В реестр (РНП) включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках, с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением этими поставщиками указанных контрактов.

В случае уклонения победителя закупок от заключения государственного контракта, Заказчик обязан передать документы в ФАС не позднее 30 дней со дня истечения срока подписания договора, а если договор был расторгнут судом, то в течение 10 дней со дня расторжения. В течение 10 дней ФАС должна рассмотреть представленные заказчиком материалы. После рассмотрения документов ФАС в течение 3 дней размещает сведения в реестре недобросовестных поставщиков. Т.е., 30 дней+10 дней+3 дня, и вот компания уже попала в РНП, на 2 года. Репутация испорчена, финансовые потери могут достигать до 30% стоимости контракта.

Фото 1

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как и прежний закон № 94-ФЗ, закон № 44-ФЗ предусматривает включение недобросовестных поставщиков в реестр сроком на два года (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В течение этих двух лет компания, включенная в такой реестр, не вправе участвовать в госзакупках (ч. 6 ст. 31 закона № 44-ФЗ). Процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков тоже не изменилась: в зависимости от основания госзаказчик передает в ФАС России документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта. Если же речь идет об оборонном заказе, то данные документы госзаказчик передает в Рособоронзаказ (п. 3 постановления Правительства РФ от № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок <…>»). Далее проводится проверка и соответствующий государственный орган выносит решение о включении или об отказе во включении компании в реестр недобросовестных поставщиков.

Но нужно учитывать одно существенное изменение – теперь при принятии решения о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков в реестр попадут еще и фамилии, имена, отчества учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, а также лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа компании – участника закупки (п. 2 ч. 3 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

ВАС РФ настаивает на ограничении формального одхода

ВАС РФ настаивает на ограничении формального одхода

Высший арбитражный суд тоже подтверждал, что включение компании в реестр недобросовестных поставщиков имеет характер санкции и что к применению этой санкции нельзя подходить формально.

В определении от № ВАС-11617/12, которым было отказано в передаче дела на рассмотрение в порядке надзора, рассматривалась следующая ситуация. Компания попала в реестр недобросовестных поставщиков из-за того, что бухгалтерская отчетность, представленная заказчику ее поручителем, не соответствовала тем данным, которые заказчик получил о нем из налоговой. Суды, включая ВАС РФ, признали незаконным решение о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в ее действиях не было признаков недобросовестности, а также вины в том, что ее поручитель предоставил недостоверные сведения бухгалтерской отчетности. Сейчас эта ситуация не актуальна, поскольку такой вид обеспечения госконтракта, как поручительство, позднее был исключен из прежнего закона (№ 94-ФЗ), в новом законе № 44-ФЗ этот вид обеспечения тоже не предусмотрен. Но в любом случае озвученный Высшим арбитражным судом общий подход к пониманию включения в реестр недобросовестных поставщиков как санкции может применяться и в других случаях, когда решается вопрос о добросовестности компании. ВАС РФ указал, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений закона. Но если действия компании были направлены на заключение госконтракта, то ее нельзя считать недобросовестной, а значит, основания для признания ее уклонившейся от заключения госконтракта и включения сведений о ней в реестр отсутствуют.

Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

Например, в одном деле госзаказчик направил 2 марта участнику закупки проект договора с указанием, что он должен быть подписан до 7 марта. Но к этому сроку компания еще не получила письмо с проектом. Тем не менее ФАС России включила ее в реестр недобросовестных поставщиков. Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они установили, что на самом деле письмо с проектом контракта было получено только 12 марта, то есть после истечения срока для его подписания. ФАС России ссылалась на то, что на штемпеле была указана дата 5 марта, что, по ее мнению, подтверждало получение письма именно 5 марта. Но, как было установлено, это была дата прибытия письма в почтовое отделение получателя, а не дата его фактического получения. Также ФАС России указывала на то, что сотрудник госзаказчика лично пытался вручить проект контракта, приехав по юрадресу, но обнаружил, что компания по этому адресу не находится. Суды отклонили этот довод, поскольку он не был подтвержден документально. Еще одним аргументом в пользу компании стало то, что исходя из требований закона № 94-ФЗ контракт мог быть заключен до 22 марта, поэтому столь короткий срок (до 7 марта), назначенный заказчиком, нельзя считать разумным (постановление ФАС Московского округа от по делу № А40-52202/12-152-171).

Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания стала победителем открытого аукциона в электронной форме. Госзаказчик направил ей проект контракта по телекоммуникационным каналам связи, но компания не смогла отправить его в подписанном виде. Через месяц госзаказчик составил протокол об отказе от заключения контракта по причине уклонения поставщика. В итоге антимонопольная служба включила компанию в реестр недобросовестных поставщиков. Обжалуя это решение в суде, компания указала, что в момент отправления подписанного контракта произошел технический сбой (доступ в интернет с компьютеров компании стал невозможен). Эту техническую проблему удалось устранить только через месяц. В подтверждение этого компания представила акт, составленный исполнителем, который устранил неисправность, а также электронную переписку с представителем госзаказчика, из которой видно, что компания пыталась отправить контракт другими способами. В такой ситуации суды признали, что нарушение сроков подписания контракта произошло по причине, не зависящей от компании, а ввиду возникших препятствий технического характера. Поэтому решение о включении компании в реестр недобросовестных поставщиков является незаконным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от по делу № А19-22295/2012).

В судебной практике немало примеров аналогичных споров, удачно разрешенных в пользу компаний (например, постановления ФАС Московского округа от по делу № А40-56760/11-146-466, Восточно-Сибирского округа от по делу № А33-6652/2012, Волго-Вятского округа от по делу № А38-4526/2011, Четвертого арбитражного апелляционного суда от по делу № А10-4555/12).

Таким образом, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика). Без таких доказательств оспорить решение о включении в реестр не получится (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от по делу № А59-5850/2011).

Фото 2

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Примеры «уклонения» от заключения контракта

Под уклонением от заключения контракта и существенными нарушениями, ФАС подразумевает достаточно широкий круг действий, что имеет отражение в разнообразной судебной практике. Вот несколько случаев, квалифицированных ФАС и затем судами как «уклонение» от заключения контракта:

  • Направление участником размещения заказа заказчику вместо подписанного проекта контракта своего варианта проекта контракта с условиями, не предусмотренными конкурсной документацией, является фактом уклонения и влечет за собой внесение в РНП (Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, по делу № А63-4595/2010);
  • «бездействие» участника, не представившего в установленный срок подписанный контракт, т.к. « не проявил должную осмотрительность» и не получил своевременно почтовую корреспонденцию, поступившую на юридический адрес, и заказчику вернулся направляемый по указанному в заявке участника размещения заказа адресу конверт с проектом контракта за истечением срока хранения (Шестой арбитражный апелляционный суд признал правомерным внесение в РНП);
  • неосторожность, проявленная участником размещения заказа, т.е. когда при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Примеры такой неосторожности были связаны с неработающей электронно-цифровой подписью и задержкой в подписании контракта на 1 день, несмотря на то, что подлинник был отправлен заказчику экспресс-почтой, и финансовое обеспечение было перечислено вовремя;
  • ошибка в расчете цены, замеченная и предложенная к исправлению самим участником, тоже явилась основанием для внесения в РНП, т.к. участник размещения заказа должен был осознавать все связанные с таким участием риски, поскольку законодательством о размещении заказов не предусмотрена возможность отмены результатов аукциона вследствие ошибки, допущенной участником.

Заметим, что до отмены поручительства одним из самых частых оснований для признания компании уклонившейся от подписания контракта было предоставление победителем аукциона «недостоверной информации» о поручителе. Начиная с весны 2011 года антимонопольные органы стали в массовом порядке вносить в РНП компании, если налоговые инспекции не подтверждали достоверность отчетности их поручителей. Во многих случаях представленная документация, по сведениям из налоговой инспекции, оказывалась недостоверной, и ФАС приравнивала это к непредставлению договора поручительства, что являлось основанием для признания участника аукциона уклонившимся от заключения контракта. Ко всеобщему удовлетворению, согласно № 122-ФЗ, по всем торгам, которые объявлены после 23 июля 2012 г., поручительство в качестве обеспечения обязательств по контракту предоставляться уже не может.

Причины включения в РНП при заключении контракта

Казалось бы, все идет хорошо: компания одержала долгожданную победу в конкурентной процедуре и готовится выполнить заказ. Но если не соблюсти условия подписания госконтракта, итог может быть неутешителен — заказчик обязан направить информацию об «уклоняющемся» участнике в федеральную антимонопольную службу. После рассмотрения ситуации ФАС может принять решение внести поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Какие факторы могут препятствовать заключению госконтракта?

Собственное решение участника. Так случается, когда с момента подачи заявки до выигрыша рентабельность контракта существенно снизилась. В этом случае поставщик сам выбирает меньшее из двух зол: выполнить контракт с финансовыми потерями, но сохранить статус добросовестного поставщика или на два года лишиться возможности участвовать в большинстве госзакупок и потерять обеспечение заявки (при участии в электронном аукционе или конкурсе).

Технический сбой. Бывает и так, что после победы в электронном аукционе поставщик готов подписать контракт, но в последний момент не может этого сделать из-за отключения электричества в офисе или технического сбоя на ЭТП, где проводилась закупка. Если собрать доказательства, что эти проблемы действительно были, попадания в реестр удастся избежать.

Несоблюдение сроков подписания контракта. Срок, в который поставщик обязан подписать госконтракт, оговорен в 44-ФЗ. Например, для электронного аукциона он составляет 5 дней с момента получения проекта контракта. Важно то, что контракт заключается после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Часто причиной несоблюдения сроков становится именно невозможность быстро оформить банковскую гарантию — популярный вид обеспечения. Чтобы предотвратить эту ситуацию, в первую очередь поставщику стоит заранее уточнить, входит ли обслуживающий его фирму банк в список финансовых организаций, имеющих право выдавать гарантию по 44-ФЗ. Если нет, узнать условия получения гарантии в другом банке и, при необходимости, заранее их выполнить (например, открыть в нем счет или собрать пакет документов). Во-вторых, оформлять гарантию в электронном виде. Процесс в этом случае может занять всего 1 рабочий день, а при последующих обращениях в тот же банк — несколько часов.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия контракта не выполнены

Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда. В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней. Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.

Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.

Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.

Когда срок подписания контракта упущен

Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.

Алгоритм такой:

  • нужно составить в адрес заказчика письмо, описать ситуацию и сообщить о своем согласии заключить контракт;
  • если заказчик заинтересован в этом, он может воспользоваться своими возможностями:
    • вновь открыть контракт на ЭТП для подписания, указав, что в нем обнаружилась ошибка (например, неточность в адресе);
    • составить протокол разногласий и повторно разместить проект контракта;
  • поставщик должен внести обеспечение и вовремя подписать контракт.

Включение в реестр при уклонении от заключения контракта

Включение в реестр при уклонении от заключения контракта

Еще один риск – в случае уклонения или отказа участника закупок от заключения контракта внесенные им денежные средства в качестве обеспечения заявки возврату не подлежат (п. 1 ч. 13 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

Как в законе № 94-ФЗ, так и в новом законе компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта (в определенных случаях), либо если она направила документы по форме и содержанию, не соответствующие требованиям закона № 44-ФЗ.

Исходя из этих положений факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и не важно, по каким причинам это произошло. В итоге по практике прежнего закона (№ 94-ФЗ) во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в реестр недобросовестных поставщиков.

У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от № 13-П, от № 15-П, согласно которой меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. А применяемые госорганами санкции должны отвечать требованиям Конституции, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. В связи с этим суды считают, что при принятии решения о включении компании в реестр нужно исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины компании и ущербу, нанесенному госзаказчику. Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в реестр недобросовестных поставщиков в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании.

Внезапная победа

Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.

Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок .

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС


  1. В электронном аукционе собирались принимать участие несколько поставщиков, но в назначенный час никто в аукционном зале не появился. Заказчик оценит вторые части заявок и выберет победителем того, кто подал заявку первым.

    Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:

    • снимайте заявки, как только решили не принимать участия в процедуре;
    • если заявка не снята, следите за судьбой процедуры вплоть до ее завершения;
    • обращайте внимание на блокировку обеспечения на ЭТП — если оно не разблокировано вовремя, возможно, победили именно вы.
  2. Заявка поставщика стала единственной. Торгов не было, однако исполнитель определен — контракт будет заключен с подавшим заявку участником.

Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!

Что будет дальше

Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:

  1. О победе в аукционе стало известно, но с большим опозданием. А ведь нужно еще успеть внести обеспечение! В такой ситуации рекомендуется составить протокол разногласий и объяснить заказчику, что вы не уклоняетесь, а просто испытываете потребность в нескольких дополнительных днях.
  2. О победе поставщик узнал от заказчика, который не дождался подписания контракта в срок. Все еще можно исправить! Как именно — об этом ниже.
  3. О победе поставщик узнал, когда сведения о нем передали в РНП. Такое случается, если пустить на самотек ход процедуры. Если не удастся отстоять свою добросовестность в ФАС, можно обратиться в арбитражный суд.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://school.kontur.ru/publications/308
  • http://www.etalon-cons.ru/uslugi/antimonopolnaya-praktika-spory-v-fas-rf/reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov-kak-ne-popast-v-rnp/
  • http://nalogobzor.info/publ/dogovornoe_pravo/periodica/rabota_s_goszakazom_po_novomu_kak_ne_popast_v_reestr_nedobrosovestnykh_postavshhikov/123-1-0-1819
  • http://zakupki-kontur.ru/news/kak-ne-popast-v-rnp-iz-za-sobstvennoj-nevnimatelnosti/
  • https://zakupki.kontur.ru/site/articles/35-how-not-to-fail
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий