Где запрещен обгон пдд

 

Какие штрафы предусмотрены за неправильный обгон. Как правильно обгонять. Движение автомототранспорта по дорогам общего пользования производится в соответствии с Правилами движения, которые установлены Постановлением Правительства №1090.

Где запрещен обгон?

Некоторые водители уверены, что нельзя совершать обгон, только если при этом придется пересекать сплошную линию разметки, на самом деле п. 11.4. ПДД приводит список мест, где обгон запрещен:

  • «Обгон запрещен:
  • На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
  • На пешеходных переходах.
  • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
  • На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  • В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.»

Если с запретом на обгон на пешеходных переходах и переездах все предельно ясно, то с перекрестками все немного сложнее. Он в любом случае запрещен на регулируемом перекрестке.

На нерегулируемом могут обгонять только те транспортные средства, которые двигаются по главной дороге, при условии что она не четырехполосная. В таком случае она будет обозначена специальными знаками 2.1, - .

Что касается мостов, то нужно быть внимательными. Они не обязательно будут обозначены специальными знаками, но, тем не менее, обгонять под ними не стоит.

Нельзя обгонять в конце крутого подъема или в закрытом повороте. Они обозначаются знаками , и .

Один из самых сложных вопросов – обгон в условиях ограниченной видимости, но что такое эта «ограниченная видимость»? П. 1.2 ПДД дает довольно расплывчатое определение:

  • «"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.»

Видимость на дороге в любой момент может стать ограниченной благодаря изменению дорожной обстановки расположением транспортных средств. В таких условиях обгон становится крайне опасным маневром, а значит лучше отказаться от него.

Обратите внимание, что обгон на всем протяжении от выезда из занимаемой полосы считается единым, а потому и начинаться и завершаться он должен только на разрешенных участках дороги.

И разумеется, ни в коем случае не стоит игнорировать разметку, пересекая сплошную линию или знаки «обгон запрещен». Любое из этих нарушений карается серьезным штрафом.

Вернуться

Двойной обгон

Понятие «двойной обгон» не предусмотрено ПДД. Но принято считать, что двойным обгоном считается:

  • обгон автомобиля, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон машин за автотранспортом, который совершает такой же маневр.

Таким образом, обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

Что такое обгон?

Многие водители изначально путают обгон и опережение. На самом деле, обгон лишь один из его видов. Понятие обгона содержится в п. 1.2 ПДД:

  • «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.»

Маневр будет считаться обгоном, только если машина выезжает на встречную полосу, а затем возвращается в свою, он совершен с целью опережения другого транспортного средства. При этом скорость обгоняющего транспортного средства будет больше обгоняемого.

Обгон не запрещен законом, когда не совершатся в нарушение установленных правил.

Вернуться

Как правильно обгонять?

Обгон вполне оправданный маневр, если перед вами неспешно едет «тихоход». Но даже в таком случает нужно совершать его в установленном порядке.

В первую очередь речь идет о безопасности маневра. Водитель, решивший его совершать, обязан лично убедиться в его безопасности по п. 11.1 ПДД:

  • «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.»

Если произойдет ДТП, по умолчанию будет виноват обгоняющий. Исключение из правила содержится в п. 11.3 ПДД:

  • «11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.»

Если выяснится, что водитель впереди идущего транспортного средства специально мешал обгону, что повлекло ДТП, то он будет признан виноватым. При всей абсурдности ситуации сеть полна роликов, где особенно обиженные обгоном автомобилисты, препятствуя обгону, создают опасные ситуации не только в городе, но и на скоростных трассах. Частенько они делают это вполне законно, пользуясь п. 11.2. ПДД:

  • «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
  • Транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.
  • Транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево.
  • Следующее за ним транспортное средство начало обгон.
  • По завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.»

Достаточно изобразить что вы собираетесь совершать обгон, включив левый поворотник, и вот вас уже нельзя обгонять. Обгоняющий должен видеть где сможет встроиться в «свою» полосу.

Вернуться

Фото 1

Как правильно выполнить маневр

Обгон совершается водителем по причине медленного движения транспорта, движущегося впереди. Если движение ТС медленнее разрешенного, то обгон – вполне оправданный маневр. Однако даже в таких случаях водитель обязан соблюдать порядок и правила действия.

Подготовка к маневру

В момент подготовки к совершению обгона автомобилист должен убедиться в наличии свободного пространства на встречной полосе. Его должно быть достаточно для совершения объезда. То есть на «встречке» не должно быть движущихся ТС в зоне видимости, а если и есть, то они должны двигаться на достаточно серьезном расстоянии и с невысокой скоростью.

Поэтому водитель должен учитывать запас пространства и времени, за которое ему нужно успеть выполнить маневр. Как правило, чем больше пространство – тем безопаснее действие.

Так же нужно помнить, что движущееся на встречу транспортное средство не обязано останавливаться или замедлять движение.

Совершение обгона

При выполнении маневра всегда есть риск ошибки, для минимизации которого водитель соблюдает некоторые правила:

  • запрещено препятствие обгону попутным автомобилем;
  • обгон запрещен, когда скорость движения не достаточна;
  • двойной обгон возможен только, когда после окончания первого маневра, водитель незамедлительно приступает ко второму.

Правильный обгон выполняется в три этапа:

  1. Выезд на «встречку»:
    • на этом этапе нужно приблизится к попутному автомобилю на расстояние 30-40 метров;
    • убедиться в отсутствии машин, движущихся сзади, либо в том, что они не собираются выполнять подобный маневр;
    • убедиться, что обгон на данном участке дороги разрешен, а на встречной полосе имеется убедительное расстояние для совершения маневра;
    • включить левый поворотник;
    • выехать на встречную полосу. При возникновении препятствия, вернуться в свою полосу.
  1. Опережение:
    • понизить передачу при движении на один пункт, то есть с 5 на 4, с 4 на 3 и так далее;
    • догнать автомобиль, а затем стремительно вырваться вперед.
  1. Возвращение на свою полосу:
    • включить правы поворотник;
    • вернуться в полосу, не сбрасывая скорости;
    • выровнять движение.
Все этапы обгона должны выполняться быстро и четко. Это минимизирует возможность создания аварийной ситуации.

Штрафы за неправильный обгон.

КоАП не содержит отдельного штрафа для каждого из возможных случаев нарушения правил при совершении обгона. Но за любое из них виновник будет привлечен к ответственности по ч. 4 и 5 ст. КоАП:

  • «4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»
  • «5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Это происходит потому, что теперь любой обгон - выезд на полосу встречного движения.

Некоторые водители уверены, что 5000 р штрафа по п.4 ст. КоАП грозят только за обгон под запрещающим знаком или пересечение сплошной. На самом деле, она может применяться за любое из описанных нарушений. То есть, достаточно начать обгон, создавая помеху другому транспорту чтобы лишиться прав на 4 – 6 месяцев.

Вторичное нарушение гарантированно будет стоить водительского удостоверения на год если вас заметит инспектор ГИБДД. Если же водитель попадет в объектив камеры, то получит «письмо счастья» со штрафом в 5000р.

Если же инспектор ГИБДД заснял нарушение на камеру, то так же поставил протокол и передаст дело в суд на лишение прав, так как в данном случае запись просто доказательство. Тем не менее, инспектор так же может ограничиться штрафом. И не важно, что в прошлый раз вас оштрафовали за неправильный объезд препятствия или просто езду по встречной, нарушение будет считаться повторным.

Вернуться

Фото 2

Что говорится в ПДД

Правилам маневрирования на проезжей части, в том числе обгону, опережению и встречному разъезду посвящена статья 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • обязанности водителя, которыми требуется руководствоваться перед совершением любого маневра;
  • ситуации, при наступлении которых запрещается выполнять такой маневр, как обгон;
  • заперты для водителей обгоняемого транспортного средства, в частности запрет на увеличение скорости, создание помех и иных видов препятствий автотранспорту, совершаемому обгон;
  • особые зоны, в которых обгон запрещается при любых условиях, в том числе и при отсутствии соответствующих дорожных знаков или разметки;
  • правила поведения водителей тихоходных транспортных средств, а именно необходимость занять водителем такого вида транспорта крайнее правое положение или полностью остановиться, чтобы не препятствовать обгону (опережению). Данное правило распространяется исключительно при движении вне зоны населенных пунктов.

Специальные правила запрещения обгона: пункт 11.4 ПДД

Создатели ПДД РФ, заботясь о безопасности участников дорожного движения, не особо полагаются на сознательность российских водителей, которые смогут трезво оценить опасность предполагаемого обгона. И поэтому специальный пункт раздела 11 Правил посвящен перечислению участков дорог, на которых категорически запрещено совершать этот маневр. Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках

Зададимся вопросом: А почему на регулируемом перекрестке обгон не допускается?

Ответ элементарен и прост. Сам факт наличия регулируемого перекрестка означает, что на данном пересечении проезжих частей достаточно велика интенсивность движения транспортных средств во всех направлениях. И регулирующий механизм (в виде светофора или регулировщика) здесь организован для создания нормальной, эффективной очередности проезда со всех направлений. Такая очередность позволит исключить длительное простаивание транспортных средств на каких-то направлениях (как это вполне возможно при организации движения с помощью знаков приоритета или вообще без таковых).

Следовательно, при включении (подаче) разрешающего движение сигнала светофора (или соответствующего сигнала регулировщика) вероятность движения транспортных средств по встречной полосе весьма велика. В этом и суть регулируемых перекрестков. Поэтому обгон на таких перекрестках будет сопряжен с реальной возможностью создания помех тем транспортным средствам, которые двигаются по встречной полосе.

 

2. Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении не по главной дороге

Попробуем понять это требование «с изнанки». То есть обгон разрешается на нерегулируемом перекрестке, когда водитель въезжает на него по главной дороге.

Это разрешение вполне обосновано. Ведь водитель, двигающийся по перекрестку по главной дороге, пользуется преимуществом перед теми автолюбителями, которые выезжают на него по второстепенным направлениям и должны уступать дорогу. Поэтому обгон на таком перекрестке (при движении по главной дороге) относительно безопасен.

А вот если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, то он, помимо соблюдения правил безопасного обгона, обязан позаботиться еще и о том, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся приоритетом на перекрестке.

Такое положение способствует рассредоточению внимания водителя и может привести к ДТП или аварийной ситуации на перекрестке. Поэтому водитель, находящийся на второстепенном въезде на перекресток, обязан воздержаться от планов совершения обгона на территории перекрестка.

Правда, если он хочет совершить обгон до перекрестка, то это не запрещается (если не нарушены иные требования ПДД, и если обгон будет закончен еще до перекрестка).

Запрет на обгон действует именно на самом таком перекрестке, но не распространяется на участок дороги, следующий непосредственно за пересечением проезжих частей.

3. Обгон запрещен на пешеходных переходах

Запрет обгона на пешеходных переходах (как регулируемых, так и не регулируемых) не должен вызывать критики. Все это делается для обеспечения безопасности пешеходов.

Мотивация создателей ПДД, запрещающих обгон на любом пешеходном переходе, понятна и очевидна. Водитель, намеревающийся совершить такой опасный маневр, должен владеть ситуацией на пешеходном переходе. Однако, совершая здесь обгон транспортного средства, он неминуемо сталкивается с «мертвой зоной» на переходе. Его видимость основательно ограничена обгоняемым транспортным средством.

И пешеход, который в такой момент вознамерится пересечь проезжую часть, будет практически обречен. Как это и не печально…

4. Обгон запрещен на железнодорожных переездах и за 100 метров до них

Запрет обгона здесь обусловлен потенциальной опасностью самого железнодорожного переезда. Это очень неудобный участок дороги даже для обычного движения: водителям приходится по-черепашьи двигаться через рельсы, дабы не повредить подвеску, колеса и даже силовой агрегат своего автомобиля.

Особенность пересечения железнодорожных переездов обусловлена и целым рядом запретов, вводимых Правилами при осуществлении здесь разворота, движения задним ходом, остановки и стоянки. И — естественно – обгона.

А вот почему нельзя обгонять за 100 метров до ж/д переезда?

Все просто. Совершая обгон на таком участке дороги, велика вероятность того, что водитель создаст помехи встречно двигающимся транспортным средствам, которые как раз и выезжают с переезда. А это – прямая дорога к возникновению затора на железнодорожном переезде, создающем чудовищную опасность для движения. А вдруг поезд?

А вот после проезда железнодорожных путей ограничение на обгон снимается (если, конечно, не начинают действовать какие-то другие запреты обгона). Например, сплошная линия разметки.

Как показывает многочисленная практика, при организации дорожного движения до и после железнодорожного переезда на проезжей части чаще всего можно наблюдать «одинарную сплошную» линию горизонтальной дорожной разметки. Поэтому даже после проезда железнодорожного переезда водитель должен проявить максимум внимания, чтобы не нарушить правила обгона.

5. Обгон запрещен на мостах, на путепроводах, на эстакадах и под ними

Искусственные сооружения – это изначально опасные участки дороги, на которых ограничивается выполнение целого ряда маневров (разворота, движения задним ходом, частично остановки и стоянки). Поэтому неудивительно, что на них запрещается и обгон.

Запрет на обгон на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними обусловлен ограниченностью пространства. И в случае возникновения аварийной ситуации и необходимости внезапного встречного разъезда водителям будет просто невозможно сманеврировать.

6. Обгон запрещен в тоннелях

Запрет на обгон в тоннелях обусловлен такой же ограниченностью пространства, как и в предшествующем случае.

При возникновении необходимости уйти от столкновения у водителей просто не остается шансов в условиях тоннеля.

7. Обгон запрещен на участках с ограниченной видимостью

Обгон на опасных поворотах, в самом конце подъема и на других участках, на которых существует ограниченная видимость, крайне опасен.

В подобных условиях водитель, вознамерившийся совершить обгон, не обладает всей полнотой информации о безопасности маневра; именно поэтому Правилами категорически запрещается его выполнение.

Фото 3

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов.  При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

Фото 4

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Фото 5

Правила обгона

Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).

Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.

Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:

  • начало подавать знак левого поворота;
  • производит обгон или объезд препятствия.

Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.

Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.

Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.

Опережение и обгон: отличие

ПДД разграничивает обгон и опережение. Опережение — это движение с превышением скорости попутных машин в пределах своей полосы. Обгон же выполняется с выездом на «встречку» и обязательным возвращением на исходную полосу.

Еще одно отличие заключается в способе опережения. При обгоне он возможен только слева, а при опережении — как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. А вот опережение можно совершать практически в любой ситуации. Единственное исключение — опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если другой транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение нельзя совершать с выездом на «встречку», иначе это считается обгоном.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Обгон, представляющий риск для самого участника движения, который на него решается и для других автомобилей. Именно вследствие его опасности рекомендуется не проводить его без необходимости.

Если же избежать его нельзя, его следует выполнить в соответствии с правовыми нормами, а также рекомендациями, которыми описывается, что нужно делать, а чего следует избегать.

Основные понятия

Обгон — это частное понятие по отношению к более общему понятию опережения. Обгон имеет место лишь в том случае опережения, когда автолюбитель выполняет маневр их трех этапов.

В первую очередь он переходит из ряда, который он занимает на своей стороне трассы, в более левый встречный ряд.

Далее, двигаясь по этому ряду, он перегоняет транспортные средства, остающиеся на том ряду, в котором он ехал ранее. Следом он возвращается на этот ряд уже перед этими ТС.

При этом описанный маневр можно осуществить лишь на трассе с двумя разнонаправленными полосами или с тремя, из которых средняя будет встречной.

Если полос четыре или более, выезжать на встречку и, соответственно, обгонять иные ТС запрещено, допускается исключительно опережение.

При этом и на двух и трехполосной дороге любой маневр, отличающийся от вышеописанного с его тремя этапами, станет опережением.

Так, опережением будет маневр при перестроении на встречку и прохождении других транспортных средств, но без возвращения на прежнюю полосу, т.е. при продолжении движения по встречке.

Именно опережением будет обход другого авто справа, ранее можно было сказать, что обгон справа запрещен, а сейчас маневр разрешили, но обгоном он уже по определению не является.

Знак «Обгон запрещен» — дорожный знак, имеющий индекс . После прохождения этого знака далее по трассе запрещено обгонять, пока его действие не будет отменено тем или иным образом.

Повторное нарушение ПДД — в данном случае нарушение, допущенное не позднее одного года с момента выплаты штрафа либо возвращения изъятых прав.

Зона действия данного дорожного знака

Конец отрезка трассы, на котором водителю, проехавшему знак «Обгон запрещен», не разрешается осуществлять соответствующий маневр, может быть обозначен целым рядом способов.

Фото: дорожный знак Обгон запрещен

Один из них — это специальный знак , который устанавливает, что в данной точке действие знака прекращается.

При его появлении автовладелец получает возможность производить данный маневр при условии, что обгонять не запрещено на каком-либо ином основании.

Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях на трассе через небольшой промежуток после знака идет новый знак .

Фото: дорожный знак -Конец зоны запрещения обгона

Более общий характер имеет знак . Его значение — прекращение всех ранее установленных на трассе ограничений.

Фото: дорожный знак -Конец зоны всех ограничений

Безусловно, он лишит силы ранее встреченный знак «Обгон запрещен», но наряду с этим отменит и скоростные ограничения или запрет на стоянку. Для знака , рассматриваемого в данной статье, он имеет значение, эквивалентное знаку .

Еще один вариант — автоматическое прекращение действия знака без вышеперечисленных специальных знаков.

Если знак «Обгон запрещен» установлен внутри населенного пункта, то это происходит, когда на трассе появляется табличка, указывающая на конец данного населенного пункта.

Если же знак «Обгон запрещен» установлен вне населенного пункта на трассе, то налагаемые им ограничения перестают быть значимыми, когда начинается населенный пункт.

Еще один вариант— прохождение первого перекрестка вслед за знаком. Сам перекресток может быть любой конфигурации, в том числе крестообразным, Т-образным или иным.

Оговаривается лишь, что он должен быть действительно перекрестком двух дорог, а не примыканием полевой, степной или лесной дороги.

Кроме того, зону действия знака «Обгон запрещен» можно определить, используя табличку с расстоянием. Она располагается под самим знаком.

На нее наносятся стрелки с двух сторон, а между ними пишется цифра, которая и обозначает отрезок, на протяжении которого действует запрет для данного маневра.

В частности, если на ней написано 2 километра, обгонять нельзя именно на таком отрезке трассы за знаком.

При таком определении зоны действия водителю непросто установить конкретную точку, в которой он снова может обгонять.

По этой причине ему имеет смысл для надежности как можно дольше воздерживаться от данного маневра.

Существует знак «Обгон запрещен» во временном исполнении. Его индекс также , отличие состоит только в том, что красный и черный автомобиль изображены на желтом поле вместо белого.

Для него зона действия определяется ровно таким же способом, как и для постоянного варианта, в том числе знаками конца зоны ограничения, концом населенного пункта, перекрестком либо табличкой под знаком.

Оговаривается, что у временного знака существует приоритет над постоянным и при их несовпадении подчиняться надо именно требованиям временного знака.

В то же время прекращение сплошной линии разметки через некоторое время после знака «Обгон запрещен» не означает, что зона его действия завершилась.

В подобном случае нужно продолжать движение с соблюдением правила о запрете обгона.

По ГОСТу сплошная линия должна обязательно быть выполнена после знака, но при ее отсутствии нужно также подчиняться указанию знака.

Общее правило гласит, что, если знаки и разметка противоречат друг другу, приоритет остается за знаками.

Равным образом поворот трассы или ее разворот не прекращает отмену знака «Обгон запрещен». Ранее такое условие было предусмотрено, однако затем его отменили.

Действующая нормативная база

Нормативная база, которой регламентируется применение знака «Обгон запрещен» включает:

  1. ГОСТ Р 52289-2004.
  2. Правила дорожного движения (ПДД).
  3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Какое может быть наказание

Фото 7

Случаев и вариантов обгона может быть несколько. Однако КоАП не предусматривает различные категории штрафов за ошибочный обгон.

Водители привлекаются к ответственности в следующих случаях:

  • выезд на «встречку» или трамвайные пути встречного автодвижения;
  • совершение правонарушения повторно.

По закону лишение прав предусмотрено только в том случае, если водитель совершил обгон в неположенном месте. Например, в случае обгона через сплошную полосу.

Иногда обгон начинают через прерывистую полосу, но впереди видима сплошная полоса. В этом случае специалисты советуют отказаться от совершения такого обгона и вернуться в свою линию.

Лишение прав также следует за совершением обгона, который создал какие-либо помехи для движения других автомобилей.

В других случаях неправильного обгона законом предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. Однако окончательное решение по наказанию автовладельца принимают судебные органы.

Как правило, судьи берут во внимание все аспекты совершенного деяния: смягчающие и отягчающие обстоятельства. В случае отсутствия последних суд вправе заменить лишение прав обычной уплатой штрафа.

При автоматической фиксации нарушения, то есть фиксация камерой видеонаблюдения, лишение прав невозможно. Соответственно, на нарушителя налагается штраф. Извещение о проступке происходит через sms или почте. Проверить наличие штрафов возможно также в специальном онлай-приложении на мобильном устройстве.

Для предотвращения негативных последствий следует совершать обгон исключительно в предназначенном для этого месте, и не нарушая прав других участников дорожного движения.
Фото 7

Общие правила запрещения обгона

Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только  и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:

1) общие;

2) специальные.

Рассмотрим первоначально первый вариант.

К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.

1. Знак «Обгон запрещен» ()

Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.

Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с данным запрещающим дорожным знаком.

— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков , ), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» ().

— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.

— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.

2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки

Еще один наглядный способ запрещения обгона.

Сплошная линия разметки (например, 1.1 или ) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.

3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.

А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.

Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.

Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.

Основные правила обгона, о которых важно знать

  1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
  2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
  3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
  4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.

Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://topurist.ru/article/53841-shtrafy-pri-nepravilnom-obgone.html
  • http://yconsult.ru/avto/gde-zapreshhen-obgon/
  • https://bibiguru.ru/gde-zapreshhen-obgon/
  • http://avtopravozashita.ru/obgon/gde-zapreshhen-obgon.html
  • https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/obgon-operezhenie-vstrechnyj-razezd.html
  • https://autolab24.ru/gde-zapreshhen-obgon/
  • https://l-a-w.ru/auto/v-kakix-sluchayax-zapreshhen-obgon/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий